Минская городская коллегия адвокатов
Адвокат Яблочкина Светлана Эдуардовна
Email  info@advokat365.by
МТС logo  +375 33 654-97-14     Viber icon Velcom logo  +375 29 654-80-14

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕЗАКОННОЙ МИНИМИЗАЦИИ СУММ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 октября 2012 г. N 488

 

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕЗАКОННОЙ МИНИМИЗАЦИИ СУММ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 529,

от 19.01.2016 N 14)

 

В целях обеспечения защиты интересов государства от вреда, причиняемого в результате незаконной минимизации сумм налоговых обязательств:

1. Установить, что:

1.1. коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (далее, если не установлено иное, - субъекты предпринимательской деятельности) подлежат включению в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр) при наличии одного или нескольких следующих оснований:

в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных статьей 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;

сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5000 базовых величин и при этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;

фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством;

субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомил в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства), при этом руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые органами, указанными в части первой подпункта 1.3 настоящего пункта, либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов;

1.2. реестр создается Министерством по налогам и сборам и включает следующие сведения:

наименование коммерческой организации, фамилию, собственное имя и отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя;

учетный номер плательщика;

основание (основания) и дату включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет;

1.3. субъекты предпринимательской деятельности включаются в реестр Министерством по налогам и сборам на основании информации и документов, подтверждающих наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных в подпункте 1.1 настоящего пункта, представленных инспекциями Министерства по налогам и сборам, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами.

При поступлении в Министерство по налогам и сборам информации о наличии в отношении субъекта предпринимательской деятельности одного или нескольких оснований, предусмотренных в подпункте 1.1 настоящего пункта, данным Министерством в течение трех рабочих дней со дня поступления такой информации субъекту предпринимательской деятельности направляется заказным письмом уведомление о намерении включения его в реестр.

Субъект предпринимательской деятельности в течение десяти рабочих дней со дня направления указанного уведомления может представить в Министерство по налогам и сборам мотивированное возражение на намерение включения его в реестр.

Решение о включении (невключении) субъекта предпринимательской деятельности в реестр принимается Министерством по налогам и сборам в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления о намерении включения его в реестр, а при наличии возражения со стороны субъекта предпринимательской деятельности - в течение двадцати рабочих дней с даты его поступления.

Решение о включении (невключении) субъекта предпринимательской деятельности в реестр направляется субъекту предпринимательской деятельности заказным письмом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Субъект предпринимательской деятельности включается в реестр Министерством по налогам и сборам не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части четвертой настоящего подпункта;

1.4. субъект предпринимательской деятельности может быть исключен из реестра Министерством по налогам и сборам:

при выявлении факта ошибочного включения его в реестр, в том числе на основании сообщения органа, представившего информацию и документы, послужившие основанием для включения его в реестр. Данный орган обязан сообщить Министерству по налогам и сборам о выявленном им факте ошибочного включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его выявления. Министерство по налогам и сборам обязано исключить субъекта предпринимательской деятельности из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления им (в том числе на основании сообщения указанного органа) факта ошибочного включения в реестр;

по ходатайству субъекта предпринимательской деятельности, представленному в связи с устранением нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, или в связи с ошибочным включением его в реестр;

1.5. ходатайство, указанное в абзаце третьем подпункта 1.4 настоящего пункта, представляется в налоговый орган по месту постановки на учет субъекта предпринимательской деятельности. Вместе с ходатайством субъектом предпринимательской деятельности представляются заявление о проведении проверки по вопросам, отнесенным к компетенции налоговых органов, и документы об устранении нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, а при подаче ходатайства в связи с ошибочным включением в реестр - документы, подтверждающие указанное обстоятельство (при их наличии). Налоговый орган по отнесенным к его компетенции вопросам на основании представленного заявления проводит проверку субъекта предпринимательской деятельности и не позднее пяти рабочих дней со дня ее окончания направляет, если иное не предусмотрено в части второй настоящего подпункта, органу, представившему информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр, представленные субъектом предпринимательской деятельности ходатайство и документы с приложением акта (справки) его проверки.

Если ходатайство подано в налоговый орган, представивший информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр, либо если субъект предпринимательской деятельности включен в реестр на основании информации и документов, представленных судами, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет ходатайство вместе со своим заключением, а также представленные с ходатайством документы и акт (справку) проверки в Министерство по налогам и сборам;

1.6. по результатам рассмотрения документов, полученных в соответствии с частью первой подпункта 1.5 настоящего пункта, органами, представившими информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр, не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления составляется заключение, которое не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его составления, направляется в Министерство по налогам и сборам;

1.7. Министерство по налогам и сборам не позднее трех рабочих дней со дня получения документов, указанных в части второй подпункта 1.5 и подпункте 1.6 настоящего пункта, принимает решение об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра либо мотивированное решение об отказе в исключении его из реестра, которое направляется заказным письмом субъекту предпринимательской деятельности не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Основаниями для отказа в принятии решения об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра являются:

неустранение субъектом предпринимательской деятельности нарушений, послуживших основанием для включения его в реестр, а в случае подачи ходатайства в связи с ошибочным включением его в реестр - неподтверждение указанного обстоятельства;

установление в ходе проверки, проведенной в соответствии с частью первой подпункта 1.5 настоящего пункта, иных обстоятельств, являющихся основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр.

Решение об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра либо мотивированное решение об отказе в исключении его из реестра должно быть принято не позднее одного месяца со дня подачи ходатайства, указанного в абзаце третьем подпункта 1.4 настоящего пункта.

Субъект предпринимательской деятельности исключается из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Министерством по налогам и сборам решения об исключении его из реестра;

1.8. решение Министерства по налогам и сборам о включении субъекта предпринимательской деятельности в реестр либо об отказе в его исключении из реестра может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательными актами;

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 529)

1.9. организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь - также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции;

1.10. для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции;

1.11. налогообложение хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, осуществляется в следующем порядке:

1.11.1. по хозяйственным операциям по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав:

стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении;

предъявленные суммы налога на добавленную стоимость не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов;

1.11.2. по хозяйственным операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав:

внереализационными доходами признаются фактически полученные денежные средства и (или) иное имущество исходя из стоимости такого имущества, указанной в первичных учетных документах о его получении;

стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, а также в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку);

1.11.3. стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных как приобретенные комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом (далее - комиссионер) для передачи комитенту, доверителю или иному аналогичному лицу (далее - комитент), включается у комиссионера в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, а также в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку);

1.11.4. стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных как полученные комитентом от комиссионера, признается у комитента внереализационным доходом, а сумма расходов на возмещение комиссионеру стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав не учитывается при налогообложении у комитента;

1.11.5. стоимость товаров (работ услуг), имущественных прав, оформленных как переданные комитентом комиссионеру для их дальнейшей реализации, включается у комиссионера в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, а также в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку) при их передаче третьим лицам и определяется в соответствии с первичными учетными документами, на основании которых комиссионером произведена передача товаров (работ, услуг), имущественных прав третьим лицам;

1.11.6. стоимость работ, оформленных как выполненные для подрядчика субподрядчиком, у подрядчика:

является внереализационным доходом, а сумма средств, перечисленных (подлежащих перечислению) субподрядчику в оплату этих работ, не учитывается при налогообложении у подрядчика;

включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, а также в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку), если эта стоимость включена подрядчиком в цену работ или возмещается заказчиком отдельно;

1.12. налоговая база и момент фактической реализации (отражения выручки) по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам при налогообложении хозяйственных операций в соответствии с подпунктом 1.11 настоящего пункта согласно налоговому законодательству определяются исходя из сведений об этих элементах налогообложения, указанных в первичных учетных документах, которыми оформлены хозяйственные операции. Данное положение не применяется в случае установления иных фактических обстоятельств совершения таких хозяйственных операций.

Налогообложение хозяйственных операций в соответствии с подпунктом 1.11 настоящего пункта может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно до начала проверки.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее - орган финансовых расследований) осуществить в порядке, определенном в подпункте 1.11 настоящего пункта, налогообложение хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение, предусмотренное в подпункте 1.12-1 настоящего пункта;

(часть третья пп. 1.12 введена Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

1.12-1. заключение составляется Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее - Департамент) в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в реестр, при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере <*> и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения <**>.

Заключение, указанное в части первой настоящего подпункта (далее - заключение), должно содержать:

сведения о субъекте предпринимательской деятельности, предусмотренные в абзацах втором и третьем подпункта 1.2 настоящего пункта;

дату включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр;

ссылку на информацию и документы, подтверждающие совершение субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения;

указание на то, что для целей налогообложения первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции по взаимоотношениям с субъектом предпринимательской деятельности, за определенный в заключении период не имеют юридической силы. Период, в течение которого оформленные первичные учетные документы являются не имеющими юридической силы, определяется Департаментом на основании имеющихся у него сведений и документов, позволяющих установить период использования реквизитов, бланков документов, печати субъекта предпринимательской деятельности для оформления первичных учетных документов.

Заключение составляется в двух экземплярах, подписывается заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь - директором Департамента или его уполномоченным заместителем и скрепляется печатью.

Заключение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю <***>. При отсутствии субъекта предпринимательской деятельности, а также его представителей по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному Департаменту, заключение может быть направлено по последнему известному Департаменту месту нахождения (месту жительства) такого субъекта предпринимательской деятельности или его представителя. В этом случае субъект предпринимательской деятельности считается надлежащим образом ознакомленным с ним, а заключение - полученным по истечении трех рабочих дней со дня направления;

(пп. 1.12-1 введен Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

--------------------------------

<*> Для целей настоящего Указа под правонарушениями в экономической сфере понимаются административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, а также преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

(сноска <*> введена Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

<**> Для целей настоящего Указа под использованием субъекта предпринимательской деятельности в совершении правонарушения понимается заключение (оформление) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сделок (операций) с субъектом предпринимательской деятельности для совершения правонарушения в экономической сфере.

(сноска <**> введена Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

<***> Для целей настоящего Указа под представителем субъекта предпринимательской деятельности понимается руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы субъекта предпринимательской деятельности.

(сноска <***> введена Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

 

1.12-2. органом финансовых расследований по истечении десяти рабочих дней со дня получения заключения субъектом предпринимательской деятельности или его представителем, а в случае обжалования заключения - со дня вручения (направления) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю решения по жалобе, оставляющего в силе заключение, выносится предписание юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), совершавшему сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности (далее - предписание).

 

КонсультантПлюс: примечание.

С 22 апреля 2016 года не являются административным правонарушением неуплата или неполная уплата юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) (пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14).

 

Предписание должно содержать указание на соответствующее заключение, первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с субъектом предпринимательской деятельности, совершенные в период, указанный в заключении, и требование к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю:

исчислить в порядке, определенном в подпункте 1.11 настоящего пункта, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по указанным в абзаце первом настоящей части хозяйственным операциям с субъектом предпринимательской деятельности;

представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

в течение двадцати рабочих дней со дня получения предписания информировать орган финансовых расследований о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.

Предписание составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем органа финансовых расследований или его заместителем и скрепляется печатью. Предписание вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо его представителю;

(пп. 1.12-2 введен Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

1.12-3. при несогласии с предписанием юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в течение двадцати рабочих дней со дня его получения вправе подать в орган финансовых расследований, его вынесший, возражения на предписание.

В случае поступления возражений, поданных с соблюдением порядка и срока, предусмотренных в части первой настоящего подпункта, предписание считается утратившим силу;

(пп. 1.12-3 введен Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

1.12-4. в случаях неисполнения предписания в срок, указанный в абзаце четвертом части второй подпункта 1.12-2 настоящего пункта, или подачи возражений на предписание в соответствии с частью первой подпункта 1.12-3 настоящего пункта орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо направить заверенную гербовой печатью Департамента копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), совершившем сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки;

(пп. 1.12-4 введен Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

1.12-5. заключение может быть обжаловано субъектами, в отношении которых оно вынесено, вышестоящему должностному лицу в течение десяти рабочих дней со дня получения.

Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения. Копия решения по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, ее подавшему.

В случае несогласия с решением по жалобе заключение может быть обжаловано в экономический суд области (города Минска) в течение десяти рабочих дней со дня получения решения либо, если решение субъектом в установленные сроки не получено, со дня истечения установленных сроков рассмотрения органом финансовых расследований (должностным лицом) жалобы и направления решения по ней.

Пропуск без уважительных причин установленных сроков подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении;

(пп. 1.12-5 введен Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 N 14)

1.13. при выявлении в ходе проверок обстоятельств, свидетельствующих о том, что проверяемые субъекты предпринимательской деятельности, включенные в реестр, фактически не осуществляли хозяйственные операции, за которые им поступала оплата, вся сумма полученных денежных средств и (или) стоимость иного имущества признаются внереализационным доходом, в том числе в случае отсутствия у проверяемого субъекта документов бухгалтерского учета и (или) других документов, связанных с налогообложением.

2. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Комитет государственного контроля.

3. Совету Министров Республики Беларусь в двухмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2013 г.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Опубликовано27.04.2016 в 17:32